Реализуемые образовательные программы
- Начальное общее образование (смотреть подробнее)
- Основное общее образование (смотреть подробнее)
- Среднее общее образование (смотреть подробнее)
Образовательные программы
-
Название образовательной программы: Образовательная программа начального общего образования (смотреть подробнее)
Полное наименование примерной образовательной программы: Образовательная программа начального общего образования МКОУ "Хили-Пенджикская СОШ" -
Название образовательной программы: Основная образовательная программа основного общего образования (смотреть подробнее)
Полное наименование примерной образовательной программы: Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ "Хили-Пенджикская СОШ" -
Название образовательной программы: Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования (смотреть подробнее)
Полное наименование примерной образовательной программы: Основная образовательная программа среднего (полного) общего образования МКОУ "Хили-Пенджикская СОШ"
Учебный план
Республиканский базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных организаций Республики Дагестан, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, на 2017/2018 учебный год
ПОЯНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Общие положения
Республиканский базисный учебный план является основным нормативным документом, определяющим содержание образования общеобразовательной школы. Он разработан с учетом требований Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования, Федерального базисного учебного плана, а также директивных документов об образовании.
Учебные планы муниципальных, государственных, частных образовательных организаций всех типов, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в свою очередь, формируются и финансируются на основе республиканского базисного учебного плана.
Учебные планы образовательных организаций могут быть разными в зависимости от специфики реализуемых ими образовательных программ и наименований образовательных организаций (лицеи, гимназии, школы с углубленным изучением отдельных предметов и пр.).
На основании Конституции РФ, Конституции РД, Закона РФ «О языках народов Российской Федерации», Закона РФ «Об образовании в Российской Федерации», Закона РД «Об образовании в Республике Дагестан» базисный учебный план для общеобразовательных организаций представлен в двух вариантах.
Учебный план (вариант №1) с родным (нерусским) языком обучения рекомендуется для школ с мононациональным составом учащихся, чьи родители выбрали в качестве языка обучения и воспитания в 1-4 классах родной язык учащихся. В этих школах учащиесяI-IV классов обучаются на родном (нерусском) языке, а русский язык изучается как предмет; сV поXI класс языком обучения в этих школах является русский язык, а родной язык изучается как предмет.
Учебный план (вариант №2) с русским (неродным) языком обучения предназначен для школ со смешанным национальным составом учащихся, в которых сI поXI класс обучение осуществляется на русском языке, а родной язык изучается как предмет.
Основные образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования должны обеспечивать реализацию Федерального государственного образовательного стандарта с учетом региональных, национальных, этнокультурных особенностей республики, образовательных потребностей и запросов обучающихся.
Республиканский базисный учебный план распределяет учебное время, отводимое на освоение предметов федерального и национально-регионального компонентов государственного образовательного стандарта по классам, образовательным (предметным) областям и учебным предметам, неделям, а также определяет максимально (предельно) допустимый объем учебной нагрузки учащихся по ступеням общего образования и учебным годам.
Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения вводятся поэтапно. В текущем учебном году по новым стандартам второго поколения обучаются учащиеся 1-VI классов. С 1 сентября 2017 года на новые стандарты перейдут седьмые классы.
Содержание образования в общеобразовательных организациях определяется образовательной программой, на основе которой школа составляет свою образовательную программу. Учебный план является составной частью основной образовательной программы школы. Количество часов на изучение учебных предметов определяет образовательная организация с учетом часов, предусмотренных базисным учебным планом, включенным в примерную основную образовательную программу.
Базисный учебный план состоит из двух частей – обязательной (инвариантной) части и вариативной части, которая формируется участниками образовательных отношений и включает в себя внеурочную деятельность.
Обязательная (инвариантная)часть учебного плана устанавливает базовый минимум содержания образования на всей территории России, определяет минимальное количество часов на изучение образовательных областей, нормирует и определяет стартовые возможности получения образования выпускниками общеобразовательных организаций, необходимого для продолжения образования на следующей ступени непрерывного образования на всей территории России.
Национально-региональный компонент вариативен, определяет региональные проявления тех сущностей, которые раскрываются в инвариантном содержании. Он закладывает основы формирования у каждого учащегося знаний о своеобразии своего региона, способствует формированию личности, которая ставит целью своей деятельности развитие и процветание малой Родины и России в целом.
Вариативная часть учебного плана обеспечивает реализацию регионального и школьного компонентов, учитывая личностные особенности, интересы, склонности учащихся. За счет вариативной части реализуется предпрофильная подготовка учащихся основной школы, введение элективных учебных предметов.
Часы компонента образовательной организации используются для изучения курсов по выбору, факультативов, проведения индивидуальных и групповых занятий попредметам как федерального, так и регионального компонентов.
Вариативная часть учебного плана также предполагает обязательность ее выполнения.
При организации, планировании и проведении уроков по предметам этнокультурного образования (национально-регионального компонента) не рекомендуется заменять уроки по предметам этнокультурного образования занятиями (уроками) по другим предметам.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту обязательная часть основной образовательной программы определяет содержание образования общенациональной значимости и составляет 2/3, а часть, формируемая участниками образовательных отношений, –1/3 от общего объема основной образовательной программы.
Внеурочная деятельность организуется по направлению развития личности (духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, общественно полезные практики, олимпиады и в других формах, отличных от урочной, на добровольной основе и в соответствии с выбором участников образовательного процесса.
Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу. Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяет образовательное учреждение самостоятельно, исходя из необходимости обеспечить достижение планируемых результатов реализации основной образовательной программы на основании запросов обучающихся, родителей (законных представителей), а также имеющихся кадровых, материально-технических и других условий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» финансирование внеурочной деятельности осуществляется за счет средств, выделяемых из республиканского бюджетаместным бюджетам в виде субвенций в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с нормативами, установленными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Образовательная организация определяет список учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, а также учебных пособий, допущенных к использованию при реализации указанных образовательных программ.
Если основная образовательная программа образовательной организации предусматривает использование учебников, не включенных в федеральный перечень учебников, учащиеся имеют возможность завершить изучение предмета с использованием учебников, приобретенных до вступления в силу приказа Минобрнауки РФ от 31 марта 2014 года №253 об утверждении федерального перечня учебников.
Наряду с учебниками в образовательной деятельности могут использоваться другие учебные издания, являющиеся учебными пособиями.
Язык обучения (изучения) определяется локальными нормативными актами образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно базисному учебному плану РФ и ФГОСу изучение родного языка возможно в рамках обязательной предметной области «Родные языки и литературное чтение» (I-IV классы), «Родной язык и литература» (V-Xклассы), которые входят в обязательную (инвариантную) часть учебного плана. Следовательно, изучение родных языков и литератур носит обязательный характер. Но при расчете часы, отведенные на преподавание «Родного языка и литературы», засчитываются в национально-региональный компонент и(ли) компонент образовательной организации.
Кроме того, согласно Закону РД «Об образовании в Республике Дагестан», в государственных и муниципальных образовательных организациях с русским языком обучения обеспечивается изучение родных языков народов Дагестана как обязательного предмета» (статья 10, п.4).
В сельских, особенно в мононациональных школах, куда поступают дети, не владеющие или слабо владеющие русским языком, в качестве языка обучения рекомендуется родной язык учащихся доIVкласс включительно (см. постановление Правительства РД от 15 октября 2015 г. № 289).
Режим работы по пятидневной или шестидневной учебной неделе определяется образовательной организацией самостоятельно. При этом учебный план с углубленным изучением отдельных предметов предполагает его реализацию в условиях шестидневной учебной недели.
Объем максимально допустимой нагрузки учащихся в течение дня должен составлять:
- для учащихся 1-х классов – не более 4 уроков, и один день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для учащихся 2-4 классов – не более 5 уроков, и один день в неделю –6 уроков за счет урока физической культуры при 6-ти дневной учебной неделе;
- для учащихся 5-6 классов – не более 6 уроков;
- для учащихся 7-11 классов – не более 7 уроков.
Продолжительность урока (академический час) во 2-11 классах не должен превышать 45 минут.
Продолжительность учебного года: I класс – 33 учебные недели, II-IV классы - не менее 34 учебных недель. По решению органов управления образованием и образовательных организаций продолжительность учебного года может быть изменена в пределах от 34 до 37 учебных недель. Продолжительность урока в I классе в сентябре-декабре - по 35 минут, в январе-мае – по 45 минут. Учебные занятия проводятся в I классе по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену без балльного оценивания знаний обучающихся и без домашних заданий. В сентябре-октябре учебные занятия в I классе проводятся по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый, в январе-мае – по 4 урока по 45 минут каждый.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – 8 недель. Для обучающихся вI классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы.
Объем домашних заданий (по всем предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышало (в астрономических часах): в 2-3 классах – 1,5 часа, в 4-5 классах – 2 часа, в 6-8 классах – 2,5 часа, в 9-10 классах – до 3,5 часа (СанПиН) 2.4.2.2821.-10, п.10.30).
Федеральные, региональные государственные органы, а также органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении предельно (максимально) допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы.
Допускается перераспределение часов внеурочной деятельности по годам обучения в пределах одного уровня общего образования, а также их суммирования в течение учебного года.
В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних школ.
Третий час учебного предмета «Физическая культура» необходимо использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания.
При организации, планировании и проведении уроков физической культуры, с учетом внедрения третьего часа, образовательным организациям не рекомендуется:
- сдваивать уроки физической культуры;
- заменять уроки физической культуры другими формами занятий, в частности, занятиями в спортивных секциях или внеурочными мероприятиями («Спортивный час», «Час здоровья» и др.);
- планировать проведение уроков физической культуры в форме аудиторных занятий.
При учебных занятиях по «Русскому языку» в школах с родным (нерусским) языком обучения, «Родному языку» в школах с русским (неродным) языком обучения, «Иностранному языку» (2-11 классы), «Технологии» (5-11 классы), «Физической культуре» (10-11 классы), а также по «Информатике и ИКТ», «Физике» и «Химии» (во время проведения практических занятий) осуществляется деление классов на две группы: в городских образовательных организациях при наполняемости 25 и более человек, в сельских – 20 и более человек.
При наличии необходимых условий и средств возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью.
Аннотации к рабочим программам
- Обществознание (смотреть подробнее)
- Астрономия (смотреть подробнее)
- Биология (смотреть подробнее)
- География (смотреть подробнее)
- История (смотреть подробнее)
- Литература (смотреть подробнее)
- Математика (смотреть подробнее)
- Физика (смотреть подробнее)
- Иностранный язык (смотреть подробнее)
- Основы безопасности жизнедеятельности (смотреть подробнее)
- Русский язык (смотреть подробнее)
- Технология (смотреть подробнее)
- Физическая культура (смотреть подробнее)
- Химия (смотреть подробнее)